В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база:
Федеральный уровень
• Указ президента РФ от 21.06.2022г. № 401 "О проведении в РФ Года педагога и наставника"
• Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»
• Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08 "Методические рекомендациями по разработке и внедрению системы (Целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях")
Региональный уровень
• Приказ Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области»
Муниципальный уровень
• Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
• Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»
Уровень образовательной организации
СИСТЕМА НАСТАВНИЧЕСТВА
Положение о наставничестве в детском саду № 16
Приказ о наставничестве в детском саду № 16
Меня зовут Волкова Елена Борисовна. С 2018г. я работаю в должности старшего воспитателя.
Эта работа подразумевает наставническую деятельность. В чем она заключается?
Во первых, я организую сопровождение молодых педагогов:
2018 - 2019 уч.г. - 1 человек (воспитатель)
2019 - 2020 уч. г. - 2 человека (воспитатели)
2021 - 2022 уч. г.- 2 человека (воспитатели)
2022 - 2023 уч. г. - 1 человек (воспитатель)
2023-2024уч.г.- 1человек (воспитатель)
Методическая поддержка заключается прежде всего в организации консультирования педагогов по различным вопросам, касающимся педагогической деятельности. Стараюсь предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации деятельности молодого педагога Результатом эффективного сопровождения, на мой взгляд, является то, что из 2ое из 3х молодых специалистов успешно защитились на 1 квалификационную категорию и на сегодняшний день продолжают работать в учреждении, еще 1 воспитатель в этом году обобщает материалы своей деятельности для защиты на категорию в текущем учебном году. Важным результатом считаю победу молодого специалиста Сахаровой А.С. на муниципальном конкурсе «Педдебют-2019» при моем методическом сопровождении.
В 1 год организую консультационные встречи, семинары с молодыми педагогами "Особенности организации режимных моментов в ДОУ", "Содержание образовательной деятельности с детьми", "Создание РППС в ДОУ, проведение анализа среды", "Сущность и методы мониторинга детского развития", "Ведение педагогической документации", "Организация взаимодействия с семьями воспитанников".
Во 2-й год добавляю взаимопосещение открытых мероприятий, наработку и систематизацию продуктов образовательной профессиональной деятельности. Организую аттестацию на соответствие занимаемой должности.
В 3-й год: сопровождаю педагогов по оформлению материалов с целью аттестации на квалификационную категорию.
Календарно-тематическое планирование работы с молодыми педагогами
Во вторых, ежегодно составляю план повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ. На сегодняшний день 100% педагогов обучены по программам повышения квалификации по вопросам реализации ФГОС ДО в различных направлениях педагогической деятельности. В 2019г. весь педколлектив прошел обучение на КПК «Технология модерации и активные методы обучения (АМО) в образовательной деятельности детского сада для достижения образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО». Каждый педагог занимается самообразованием по выбранным методическим темам с ежегодным представлением результатов в различных формах (доклады, презентации, мастер-классы). С 2019 года организую углубленное изучение воспитателями педагогических технологий с целью внедрения выбранных технологий в воспитательно-образовательную деятельность, начиная с теоретического исследования и заканчивая практической реализацией. С целью сопровождения педагогов в межаттестационный период разработала схему самообразования и рекомендации «Алгоритм работы над методической темой». Под моим руководством педагоги активно делятся опытом работы на уровне города в рамках мастер-классов, семинаров, а также через публикации на сайте учреждения, в журнале для педагогов и родителей «Игры и игрушки», в журнале «Образовательный диалог» и на образовательных сайтах Российской Федерации.
Под моим руководством педагоги принимают участие в конкурсах профессионального мастерства: